Для моих русских друзей , вотфрагмент из моей версии "Махабхараты " в переводе Muralishwar Дас .
Махабхарата
27 февраля 2015
Дорогие друзья, спасибо вам за поддержку и интерес к моей работе.
В настоящее время, я работаю над пересказом Махабхараты. Я начал адаптировать Махабхарату к формату «графической новеллы», но, соединяя истории эпоса воедино, я понял, что мне гораздо комфортнее создавать новую версию поэмы, «пересказывать» её. Я надеюсь опубликовать это изложение в виде книги.
Сам характер материалов Махабхараты располагает к подобному обращению с ними, поскольку многие истории независимы и послужили источником значительной части индийской классической драмы и прозы/поэзии. Тем не менее, изучая различные переводы, я не был удовлетворён. В одних преобладает язык викторианской эпохи, старомодный и высокопарный, в других их авторы превращают персонажей в милых, сказочных и «забавных» персонажей.
Я пытаюсь придать героям достоинство, которого они заслуживают, не скатываясь до дешёвой лести. Махабхарата – это одновременно и трагедия, и историческое произведение, и легенда, и комедия. Она содержит глубокие духовные и нравственные уроки.
Знакомство с Махабхаратой обязательно для того, кто стремится по-настоящему понять культурные и религиозные традиции Индии. В то же время, объём этого произведения изумляет. Оно состоит из ста тысяч санскритских шлок, что в переводе на английский составляет приблизительно 2 50000 слов. В качестве рассказчика, я уделяю первостепенное внимание самым захватывающим историям. Предлагаю вашему вниманию фрагмент предисловия к книге; пока без иллюстраций.
«Задолго до появления Илиады и Одиссеи Гомера, задолго до древней Эллады, на равнинах Северной Индии происходила война: война на Курукшетре. Эта война и события, ей предшествовавшие, служат содержанием Махабхараты, истории Великой Индии и взлёта и падения ариев.
Война Курукшетры стала заключительным эпизодом в истории арийской цивилизации. Это война была междоусобной битвой сыновей и внуков великого воина Бхишмы. Возможно, то была самая кровавая битва в древнейшей истории человечества.
Точная дата войны неизвестна; однако с санскритской Махабхаратой был знаком Аристотель, учитель Александра Великого.
Захватив часть земель на запад от реки Инд приблизительно в 500 до Р. Х., Александр отослал трофеи этого похода в Александрийскую библиотеку.
Среди сокровищ восточной конкисты Александра были книги на санскрите, включая грамматику Панини, тексты Упанишад, изначальные Веды на санскрите и Махабхарату. Задолго до Александра повествования Вьясы, номинального автора Махабахараты, отображались в балладах, песнях и драмах. Хотя датировать эти работы затруднительно, они, скорее всего, были написаны, по меньшей мере, за сто лет до того, как их открыли греки.
Поскольку события, описываемые в эпосе, часто происходили задолго до того, как попадали на страницы книг, умеренная оценка возраста Махабхараты составляет 1000 лет до Р. Х. Согласно некоторым источникам, это гораздо более древнее произведение. Некоторые историки считают, что Махабхарата была написана ещё в 3109 г. до Р. Х. Многие исследователи полагают, что недостаток достоверных артефактов той эпохи свидетельствует о том, что древность этих историй преувеличена, однако сам текст демонстрирует невероятное богатство деталей в описаниях жизни цивилизаций, некогда занимавших территорию долины реки Инд и простиравшейся до области дельты Ганги, – поэтому мнение о глубокой древности эпоса невозможно с лёгкостью отвергнуть.
Великая война Курукшетры вылилась в тотальное уничтожение династии ариев, населявших эти земли. Хотя существуют различные теории о расовой принадлежности арийских народов в глубокой древности, в наши дни трудно понять, что в точности произошло. Мы можем полагаться лишь на сам текст и индийские легенды. Это всё, что есть в нашем распоряжении.
Наша драма разворачивается на равнинах Курукшетры в Пенджабе, на северо-запад от современного Дели. Нам следует устремить взоры в далёкое прошлое, эпоху, которую отделяют тысячелетия от времён Шекспира, короля Артура, ацтеков, с их жертвоприношениями девственниц и воинов богу солнца, и раннего средневековья. Герои Махабхараты сражались и совершали подношения своим богам задолго до падения Римской империи и того времени, когда в Галилее учил Иисус Христос.
Чтобы соприкоснуться с событиями, описанными в Махабхарате, мы должны вернуться в эпоху, предшествовавшую той эпохе, когда Александр Великий сидел у стоп Сократа, изучая под началом последнего алгебру, философию и царский этикет.
Нам следует совершить путешествие в те отдалённые времена, когда пирамиды Гизы ещё не возвышались над долинами бассейна Нила.
Теперь, когда мы оказались в прошлом, мы можем обратить взоры на восток, на земли, лежащие за нильскими пирамидами. Мы должны пересечь Гиндукуш и достичь другой стороны света, Востока, на пути к диким, мистическим подножьям Гималаев в то т период древней истории, когда человеческие существа, миновав ледниковую эпоху, начали самоорганизовываться в сельскохозяйственные общины.
Действительно ли эта древняя цивилизация избегала войн на протяжении 2000 лет?
Сельское хозяйство начало развиваться с одомашниванием быков, лошадей и слонов. Одомашнивание коров, выращивание риса, бананов и пшеницы – всё это были достижения цивилизации Мохендж-Даро, существовавшей в районе бассейна (ныне исчезнувшего) реки Сарасвати.
Из «крестьянской цивилизации» постепенно рождалась цивилизация в современном смысле этого слова. Постепенно возникли города. Как Южная Азия стала населена – гражданами и их царями – это тайна, окутанная мраком.
Но то, каким образом древние цари арийской цивилизации правили, сражались и заключали мир, как они процветали и как, в конечном счёте, канули в Лету, – это и есть предметы нашего повествования.
Их жизни были увековечены в стихотворных размерах Вьясадевы в Махабхарате.
Панду и его слепой брат Дхритараштра были царями Хастинапуры, «места слонов». Современные археологи считают, что разрушенные стены дворцов Хастинапуры находятся неподалёку от первоначального Нового Дели.
В описываемые нами времена Хастинапура была цитаделью индийских правителей. Когда царь Панду безвременно умер, его брат Дхритараштра скрепя сердце стал царём-регентом, который должен был править, пока представитель следующего поколения не станет достойным наследовать трон. В среде его племянников, сыновей Панду, а также его собственных ста сыновей, возглавляемых старшим, Дурйодханой, возникло соперничество
Сыновей Панду звали Пандавами. Юдхиштхира был старшим из пяти Пандавов. Он был человеком добродетельным и правдивым. Бхима был могущественным воином, крепким и полным сил, наделённым аппетитом воина… Арджуне была уготована участь величайшего лучника на свете. Их младшими братьями были два близнеца, Накула и Сахадева: оба они были людьми привлекательными, изящными, прирождёнными поэтами, любителями женщин и благородными воинами.
Существуют многочисленные версии Махабхараты: зачастую, речь идёт о кратком изложении эпоса. Повествование в полной версии начинается с описания события, случившихся спустя несколько лет после битвы.
Арджуна был шурином Кришны и его близким другом. Субхадра, сестра Кришны, родила Арджуне Абхиманью. От Абхиманью Уттара родила Парикшита, который стал царём всей Индии и мирно правил после войны Курукшетры. К несчастью, в результате проклятия брахманы, Парикшит был обречён умереть от укуса змеи. Добродетельный Парикшит обратился к Шукадеве Госвами, и в течение семи дней выслушивал послание Бхагавата Пураны из уст Госвами, после чего его атаковал и убил Такшака, великий змей.
Сыном Парикшита был Джанамеджайя. Полный решимости избавить мир от змей, он начал совершение великого жертвоприношения. Многие великие змеи были сожжены в жертвенном огне, когда Астика, юный брахмана, вышел вперёд и попросил о даре. Когда царь согласил исполнить его желание, юноша попросил царя остановить жертвоприношение на том основании, что милость выше справедливости.
Он объяснил характер соглашения между Парикшитом и змеями, которое, в действительности, возникло в древние времена, когда Арджуна и Кришна сожгли лес Кхандава-прастху. В конце концов, гнев Джанамеджайи, направленный на змей, остыл, но любопытство разгорелось. Он захотел узнать, как Арджуна сжёг лес, и услышать всю историю своих предков, правителей Индии.
В это время в собрании появился Ваишампайана. Собравшиеся брахманы предложили ему почётное сиденье. Он носил оленью шкуру, спутанные волосы… мудрец уселся на подстилку из травы куша напротив царя Джанамеджайи и начал повествование.
Он начал с рассказа о том, как, прежде времён правления Бхараты и его потомков, кшатрии, представители воинского сословия, совершали многочисленные злоупотребления. До того, как началась золотая эра правления Бхишмадевы, эти безжалостные тираны преследовали брахман, нещадно эксплуатировали землю, уничтожали реки и леса, грабили и убивали невинных. Они требовали дань в форме золота и серебра. Они насиловали девственниц и нарушали религиозные принципы. Земля утопала в крови и реки окрасились в красный цвет. Земля изнемогала под бременем в лице воинственных царей. Потому Бхумидеви, земля, принявшая обличье коровы, пришла к Вишну и взмолилась о помощи, прося избавить её от этих ужасов. Земля была истощена эксплуатацией. Кришна, решив облегчить бремя земли, стал инициатором череды событий, достигших кульминации в войне Курукшетры, первой великой битвы царей.
Мы начинаем рассказ с момента окончания великой войны. На поле брани осталась горстка устрашённых битвой воинов. Их щиты погнуты, колчаны пусты, лица залиты кровью. Они покрыты потом, кровью и пылью поля битвы.
Их члены изранены, тела пронзены стрелами. Эти люди – Пандавы, победители, новые владыки Хастинапуры. Они – единственные выжившие в разрушительной войне. Они одолели завистливых Кауравов, но какой ценой?»
27 февраля 2015
Дорогие друзья, спасибо вам за поддержку и интерес к моей работе.
В настоящее время, я работаю над пересказом Махабхараты. Я начал адаптировать Махабхарату к формату «графической новеллы», но, соединяя истории эпоса воедино, я понял, что мне гораздо комфортнее создавать новую версию поэмы, «пересказывать» её. Я надеюсь опубликовать это изложение в виде книги.
Сам характер материалов Махабхараты располагает к подобному обращению с ними, поскольку многие истории независимы и послужили источником значительной части индийской классической драмы и прозы/поэзии. Тем не менее, изучая различные переводы, я не был удовлетворён. В одних преобладает язык викторианской эпохи, старомодный и высокопарный, в других их авторы превращают персонажей в милых, сказочных и «забавных» персонажей.
Я пытаюсь придать героям достоинство, которого они заслуживают, не скатываясь до дешёвой лести. Махабхарата – это одновременно и трагедия, и историческое произведение, и легенда, и комедия. Она содержит глубокие духовные и нравственные уроки.
Знакомство с Махабхаратой обязательно для того, кто стремится по-настоящему понять культурные и религиозные традиции Индии. В то же время, объём этого произведения изумляет. Оно состоит из ста тысяч санскритских шлок, что в переводе на английский составляет приблизительно 2 50000 слов. В качестве рассказчика, я уделяю первостепенное внимание самым захватывающим историям. Предлагаю вашему вниманию фрагмент предисловия к книге; пока без иллюстраций.
«Задолго до появления Илиады и Одиссеи Гомера, задолго до древней Эллады, на равнинах Северной Индии происходила война: война на Курукшетре. Эта война и события, ей предшествовавшие, служат содержанием Махабхараты, истории Великой Индии и взлёта и падения ариев.
Война Курукшетры стала заключительным эпизодом в истории арийской цивилизации. Это война была междоусобной битвой сыновей и внуков великого воина Бхишмы. Возможно, то была самая кровавая битва в древнейшей истории человечества.
Точная дата войны неизвестна; однако с санскритской Махабхаратой был знаком Аристотель, учитель Александра Великого.
Захватив часть земель на запад от реки Инд приблизительно в 500 до Р. Х., Александр отослал трофеи этого похода в Александрийскую библиотеку.
Среди сокровищ восточной конкисты Александра были книги на санскрите, включая грамматику Панини, тексты Упанишад, изначальные Веды на санскрите и Махабхарату. Задолго до Александра повествования Вьясы, номинального автора Махабахараты, отображались в балладах, песнях и драмах. Хотя датировать эти работы затруднительно, они, скорее всего, были написаны, по меньшей мере, за сто лет до того, как их открыли греки.
Поскольку события, описываемые в эпосе, часто происходили задолго до того, как попадали на страницы книг, умеренная оценка возраста Махабхараты составляет 1000 лет до Р. Х. Согласно некоторым источникам, это гораздо более древнее произведение. Некоторые историки считают, что Махабхарата была написана ещё в 3109 г. до Р. Х. Многие исследователи полагают, что недостаток достоверных артефактов той эпохи свидетельствует о том, что древность этих историй преувеличена, однако сам текст демонстрирует невероятное богатство деталей в описаниях жизни цивилизаций, некогда занимавших территорию долины реки Инд и простиравшейся до области дельты Ганги, – поэтому мнение о глубокой древности эпоса невозможно с лёгкостью отвергнуть.
Великая война Курукшетры вылилась в тотальное уничтожение династии ариев, населявших эти земли. Хотя существуют различные теории о расовой принадлежности арийских народов в глубокой древности, в наши дни трудно понять, что в точности произошло. Мы можем полагаться лишь на сам текст и индийские легенды. Это всё, что есть в нашем распоряжении.
Наша драма разворачивается на равнинах Курукшетры в Пенджабе, на северо-запад от современного Дели. Нам следует устремить взоры в далёкое прошлое, эпоху, которую отделяют тысячелетия от времён Шекспира, короля Артура, ацтеков, с их жертвоприношениями девственниц и воинов богу солнца, и раннего средневековья. Герои Махабхараты сражались и совершали подношения своим богам задолго до падения Римской империи и того времени, когда в Галилее учил Иисус Христос.
Чтобы соприкоснуться с событиями, описанными в Махабхарате, мы должны вернуться в эпоху, предшествовавшую той эпохе, когда Александр Великий сидел у стоп Сократа, изучая под началом последнего алгебру, философию и царский этикет.
Нам следует совершить путешествие в те отдалённые времена, когда пирамиды Гизы ещё не возвышались над долинами бассейна Нила.
Теперь, когда мы оказались в прошлом, мы можем обратить взоры на восток, на земли, лежащие за нильскими пирамидами. Мы должны пересечь Гиндукуш и достичь другой стороны света, Востока, на пути к диким, мистическим подножьям Гималаев в то т период древней истории, когда человеческие существа, миновав ледниковую эпоху, начали самоорганизовываться в сельскохозяйственные общины.
Действительно ли эта древняя цивилизация избегала войн на протяжении 2000 лет?
Сельское хозяйство начало развиваться с одомашниванием быков, лошадей и слонов. Одомашнивание коров, выращивание риса, бананов и пшеницы – всё это были достижения цивилизации Мохендж-Даро, существовавшей в районе бассейна (ныне исчезнувшего) реки Сарасвати.
Из «крестьянской цивилизации» постепенно рождалась цивилизация в современном смысле этого слова. Постепенно возникли города. Как Южная Азия стала населена – гражданами и их царями – это тайна, окутанная мраком.
Но то, каким образом древние цари арийской цивилизации правили, сражались и заключали мир, как они процветали и как, в конечном счёте, канули в Лету, – это и есть предметы нашего повествования.
Их жизни были увековечены в стихотворных размерах Вьясадевы в Махабхарате.
Панду и его слепой брат Дхритараштра были царями Хастинапуры, «места слонов». Современные археологи считают, что разрушенные стены дворцов Хастинапуры находятся неподалёку от первоначального Нового Дели.
В описываемые нами времена Хастинапура была цитаделью индийских правителей. Когда царь Панду безвременно умер, его брат Дхритараштра скрепя сердце стал царём-регентом, который должен был править, пока представитель следующего поколения не станет достойным наследовать трон. В среде его племянников, сыновей Панду, а также его собственных ста сыновей, возглавляемых старшим, Дурйодханой, возникло соперничество
Сыновей Панду звали Пандавами. Юдхиштхира был старшим из пяти Пандавов. Он был человеком добродетельным и правдивым. Бхима был могущественным воином, крепким и полным сил, наделённым аппетитом воина… Арджуне была уготована участь величайшего лучника на свете. Их младшими братьями были два близнеца, Накула и Сахадева: оба они были людьми привлекательными, изящными, прирождёнными поэтами, любителями женщин и благородными воинами.
Существуют многочисленные версии Махабхараты: зачастую, речь идёт о кратком изложении эпоса. Повествование в полной версии начинается с описания события, случившихся спустя несколько лет после битвы.
Арджуна был шурином Кришны и его близким другом. Субхадра, сестра Кришны, родила Арджуне Абхиманью. От Абхиманью Уттара родила Парикшита, который стал царём всей Индии и мирно правил после войны Курукшетры. К несчастью, в результате проклятия брахманы, Парикшит был обречён умереть от укуса змеи. Добродетельный Парикшит обратился к Шукадеве Госвами, и в течение семи дней выслушивал послание Бхагавата Пураны из уст Госвами, после чего его атаковал и убил Такшака, великий змей.
Сыном Парикшита был Джанамеджайя. Полный решимости избавить мир от змей, он начал совершение великого жертвоприношения. Многие великие змеи были сожжены в жертвенном огне, когда Астика, юный брахмана, вышел вперёд и попросил о даре. Когда царь согласил исполнить его желание, юноша попросил царя остановить жертвоприношение на том основании, что милость выше справедливости.
Он объяснил характер соглашения между Парикшитом и змеями, которое, в действительности, возникло в древние времена, когда Арджуна и Кришна сожгли лес Кхандава-прастху. В конце концов, гнев Джанамеджайи, направленный на змей, остыл, но любопытство разгорелось. Он захотел узнать, как Арджуна сжёг лес, и услышать всю историю своих предков, правителей Индии.
В это время в собрании появился Ваишампайана. Собравшиеся брахманы предложили ему почётное сиденье. Он носил оленью шкуру, спутанные волосы… мудрец уселся на подстилку из травы куша напротив царя Джанамеджайи и начал повествование.
Он начал с рассказа о том, как, прежде времён правления Бхараты и его потомков, кшатрии, представители воинского сословия, совершали многочисленные злоупотребления. До того, как началась золотая эра правления Бхишмадевы, эти безжалостные тираны преследовали брахман, нещадно эксплуатировали землю, уничтожали реки и леса, грабили и убивали невинных. Они требовали дань в форме золота и серебра. Они насиловали девственниц и нарушали религиозные принципы. Земля утопала в крови и реки окрасились в красный цвет. Земля изнемогала под бременем в лице воинственных царей. Потому Бхумидеви, земля, принявшая обличье коровы, пришла к Вишну и взмолилась о помощи, прося избавить её от этих ужасов. Земля была истощена эксплуатацией. Кришна, решив облегчить бремя земли, стал инициатором череды событий, достигших кульминации в войне Курукшетры, первой великой битвы царей.
Мы начинаем рассказ с момента окончания великой войны. На поле брани осталась горстка устрашённых битвой воинов. Их щиты погнуты, колчаны пусты, лица залиты кровью. Они покрыты потом, кровью и пылью поля битвы.
Их члены изранены, тела пронзены стрелами. Эти люди – Пандавы, победители, новые владыки Хастинапуры. Они – единственные выжившие в разрушительной войне. Они одолели завистливых Кауравов, но какой ценой?»
No comments:
Post a Comment
Note: Only a member of this blog may post a comment.