Философия: часть вторая
8 июня 2015
…я взрослел, и «главные вопросы бытия»
становились для меня актуальными. Мои кумиры, «Битлз», отправились в Индию в
поисках истины.
У них было всё: слава, деньги, женщины; но они
были несчастны. Они хотели чего-то большего. Я рос в Голливуде, и среди моих
одноклассников было немало богатых детей, сыновей и дочерей кинозвёзд. Все они принимали наркотики. Никто не был счастлив. Я думал: «В жизни должно
быть нечто большее».
Мой отец работал на телевидении выпускающим продюсером.
Он приводил к нам домой разных знаменитостей. Я провёл многие часы, играя в
кункен (азартная карточная игра, возникшая в Мексике или в юго-западной части
США и имеющая многочисленные разновидности, – прим. пер.) с Цезарем Ромеро, изначальным
Джокером в телевизионном сериале о Бэтмене. Ему нравилось упражняться в этой
игре со мной, после чего он отправлялся в Friar's Club в Лос-Анджелесе,
где делал высокие ставки.
Я несколько
раз выходил победителем в игре с ним, и по сей день остаюсь сильным карточным
игроком. Моё детство в Голливуде было чем-то сюрреалистичным. Я читал
Достоевского, пытаясь найти во всём этом смысл.
Меня впечатляли некоторые идеи Достоевского. Антигерой
«Преступления и наказания» Раскольников стремится доказать, что закона не существует.
Он желает стать Сверхчеловеком, свободным от норм морали. Конечно, то был не
телевизионный Супермен, чьими приключениями я восхищался, наряду с приключениями
Бэтмена, но уберменш, деяния которого стоят «по ту сторону добра и зла».
Достоевский ставил под сомнение принципы Ницше, критиковавшего догму. Ницше импонировал
хиппи, поскольку нападал на лицемерие лживых моралистов.
Достоевский, в своём
детективном романе об убийце с топором в руках, бросил вызов этому гиганту
философии. Мне нравился Достоевский. Его перу принадлежит роман «Идиот»,
главный герой которого, русский князь, страдал эпилепсией. К тому времени,
когда я прочитал «Идиота», эпилепсия стала помехой в моей жизни в социуме. Однажды, во время занятий в авторемонтной
мастерской в старших классах, я пережил довольно серьёзный приступ эпилепсии, в
результате которого меня отвезли в больницу на машине «Скорой помощи».
Окружающие находили меня «странным». Я изо всех сил пытался «соответствовать»
другим детям, но, боюсь, был несколько эксцентричен в их глазах.
Были люди, называвшие меня «Идиотом».
Выяснилось, что Достоевский и сам был болен эпилепсией. Припадки начались после
того, как его осудили на смерть и помиловали в последний момент, когда ружья
солдат расстрельной команды уже были на него наведены. Поэтому мне нравилось то
обстоятельство, что мой литературный кумир, Достоевский, написал книгу с таким
названием. Роман «Идиот» изменил мою жизнь. Позже я прочитал «Братьев Карамазовых». Отец Зосима напоминал мне моего старого китайского друга и наставника,
отца Янга.
Я думаю, что именно в «Братьях Карамазовых»
Достоевский заявил, что, «если Бога нет, то всё позволено». Достоевский хотел
сказать: если мы принимаем «аморализм» Ницше, то нашим уделом является мир,
лишённый смысла, мир хаоса.
К тому времени моя американская мечта была
подорвана разводом моей матери с французом, актёром и продюсером Голливуда. Он был жесток с ней. Её жизнь изменилась. Она перестала играть
роль домохозяйки из пригорода, подававшей мартини людям из голливудской
тусовки. Она обратилась к «трансцендентальной медитации» и устроилась работать
в книжный магазин «Древо Бодхи», где продавали благовонные палочки и плакаты с
Ганешем.
Моя мать всегда оставалась привлекательной
женщиной.
В начале своей карьеры, маленькой девочкой,
она снималась в малобюджетных фильмах, после чего, уже подростком, стала
восходящей голливудской звездой. После того, как она рассталась с маркизом
Обиньоском, появилось множество воздыхателей: в их числе был Джерри К.,
австралийский актёр, автор «Джай хинду!», фильма об индийской борьбе за
независимость, итальянский художник «Дж.», рисовавший импрессионистские пейзажи
в духе Поля Гогена.
Мама встречалась с Джеффри Хантером, игравшим Иисуса Христа
в фильме «Величайшая из когда-либо рассказанных историй».
Иисус загубил его жизнь. Джеффри рассказывал,
что после выхода фильма в свет, он уже не мог посещать бары, поскольку, завидев
его, люди падали перед ним ниц и просили о благословениях. Он пытался вернуться
в «Звёздный путь», но после одного эпизода главная роль досталась Уильяму
Шетнеру.
В конце концов, на сцену вышел «Эль Профета», талантливый
певец и композитор из Мексики. Всё поменялось с его приходом в нашу жизнь.
Мать выставила дом на продажу. Я знал об этом,
но почему-то подростки не всегда внимательны к тому, что собираются делать их
родители. Я не в силах был поверить в то, что наш прекрасный дом в Пасифик
Палисейдс просто исчезнет. Но однажды я вернулся из школы и увидел, что мама
устроила «гаражную распродажу». Мама впопыхах паковала вещи в коробки. В
следующее воскресенье, когда делать было нечего, мы с братьями отправились на
пляж через Sunset Boulevard. Мы пошли кратчайшим путём – через «Общество
самореализации» Парамахансы Йогананды.
Общество занимало большую территорию, с
обширными лужайками и множеством яблонь. По дороге на пляж мы нарвали яблок.
После целого дня на пляже мы вернулись домой, где увидели, что машина набита
нашими вещами и всё готово к переезду.
«Мы
уезжаем в Мексику», – заявила нам мама.
Пророк подмигнул нам из-за колеса своего шевроле-кабриолета
яблочно-зелёного цвета, 1958 года выпуска. Мама сидела за рулём красного
микроавтобуса «Крайслер», которым мы владели со времён снежных бурь в Коннектикуте.
Мои братья ехали с ней. Я уселся на переднее сиденье с «Пророком», и мы
направились в Тихуану.
В юности я считал, что в моём жизненном
путешествии мне необходим «моральный компас», а, чтобы его настроить, мне нужны
основополагающие принципы. Окидывая мысленным взором шесть прошедших
десятилетий, я чувствую, что торнадо часто подхватывал меня в одном месте и
выкидывал в другом. Наши жизненные пути, зачастую, непредсказуемы. Иногда «моральный компас» недоступен.
Руководящие принципы могут позволить вам
пройти определённый отрезок пути, но поиск истины заставляет отвергать лёгкие решения и наивные догмы,
невзирая на возможную симпатию к Достоевскому. Тем не менее, несмотря на всю
горечь разочарований и цинизм, которые временами становились факторами моей
жизни, в её внешнем измерении, я никогда не терял чувство восхищения чудом
бытия. Я продолжаю оставаться искателем истины. Да, у меня по-прежнему есть
множество безответных вопросов, но, когда я вижу чудо под названием «жизнь», то
сердце моё переполняет радость.
No comments:
Post a Comment
Note: Only a member of this blog may post a comment.